01.Д.Сурский

02. М.Баразна

03. С.Лосев - "Правовая охрана знаков и логотипов"

04. Е.Зинкевич

05. С.Виноградов "Товарные знаки - реклама и защита"

06. Е.Шилина "
вернуться на основную страницу


Дмитрий СУРСКИЙ - президент Белорусского
союза дизайнеров.

Вступительная статья(ко второму изданию катклога"Знак. Логотип")

Прошло 9 лет с момента выхода первого каталога «Знак. Логотип». Первое в стране издание по графическому дизайну было позитивно оценено читательской аудиторией и профессиональным сообществом. Первая премия на национальном конкурсе «Искусство книги», Интернет-премия за промосайт издания, и покупательский спрос как главная оценка – все это побудило нас к переизданию. Издание стало справочным и учебным пособием для нескольких поколений студентов, через книгу многие авторы обрели своих заказчиков, на непосредственном опыте каталога «Знак. Логотип» подобные проекты реализовалось в России.

Вторая книга сохранила принцип подачи материала и дизайн издания в целом – выбранный формат выдержал проверку временем. Основной костяк авторов, представленный знаковыми именами графического дизайна, остался прежним, их новые работы стали достоянием зрителя и украшением книги. Но в целом состав авторов значительно обновился. К изданию проявили интерес недавние выпускники дизайнерских отделений, студенты. Мы как и прежде представляем знаки в черно-белом начертании, их классическом виде, где на нескольких квадратных сантиметрах при минимальности изобразительных средств концентрируется максимум выразительности, информативности и привлекательности. В таком виде знаки, как правило, регистрируются в патентном ведомстве, в таком виде понятно, как знак отразится на факсе, будет выглядеть в тиснении, на гербовой печати и т.д.

 
Материал в книге не ограничивается лишь представлением товарных знаков. Наряду с официально зарегистрированными обозначениями авторы представили проекты фирменных знаков, их промежуточные варианты, а также эмблемы, авторские знаки, отрисовки фирменных персонажей, то есть малые графические формы, имеющие самостоятельную художественную и информационную значимость и отвечающие главному критерию – универсальное выражение сложного простыми средствами.

Разработка знака, кажущаяся на первый взгляд достаточно простой и доступной и требующая лишь минимальных технических средств – пера и бумаги, при профессиональном подходе носит характер полновесного многоэтапного проектирования. Оно начинается с функционального анализа, позиционирования бренда на рынке, изучения аналогов и прототипов, создания вербальных форм, поиска ассоциативных и образных решений и, наконец, завершается тщательной графической отрисовкой.

 

 

 

 

 

 

 

Разработчику знака помимо владения изобразительным художественным языком необходимо четко ориентироваться в современных знаковых системах, геральдике, семиотике, иметь представление о способах воспроизведения и трансляции знаков, учитывать их психофизиологическое воздействие, семантику и этимологию существующих символов, фигур, обозначений, которые имеют глубокие исторические и философские корни.

Не менее ответственной и сложной является работа над логотипами – словесными формами знаков, которые начинают создаваться с выбора существующих шрифтов, начертания гарнитуры, ее корректировки, заполнения пробелов, трансформации графем и т.д. Разработка же оригинального шрифтового решения слова или аббревиатуры – удел немногих художников, высокого уровня мастерства и профессионализма, естественно, не терпящего бездумного тиражирования и вала. Знак невозможно нарисовать даже с помощью компьютера за час или день, на его разработку могут уходить месяцы и даже годы. Ведь сам знак, как результат долгих проектных поисков, немыслимых вне стройной и целостной системы взаимодействия элементов фирменного стиля, единых корпоративных стандартов, идентификационных и рекламных носителей.

Такой подход – норма для цивилизованного мира. Для нашей ситуации, к сожалению, не характерна такая требовательность заказчика и столь высокая ответственность автора. Не каждая фирма готова вложить деньги в дорогостоящую профессиональную разработку – нет гарантий стабильности и долгосрочности существования. Это делает жизнь знака короткой, культивирует к нему отношение как к чему-то временному, переходящему и зыбкому. Поэтому знаки, проходя через руки недобросовестных рекламных агентств, нерадивых посредников, нещадно и дилетантски корректируются. От этого страдает и исходное качество работы, и имидж товаропроизводителя или фирмы.



вверх
на основную страницу << предыдущая статья следующая статья >>

©2000 Белорусский Союз Дизайнеров