01. Д.Сурский

02. М.Баразна

03. С.Лосев - "Правовая охрана знаков и логотипов"

04. Е.Зинкевич

05. C.Виноградов"Товарные знаки -РЕКЛАМА И ЗАЩИТА

06. Е.Шилина
вернуться на основную страницу


Екатирина Шилина- юрист Белорусского союза дизайнеров


Мы живем в эпоху брендов, когда потребитель не желает покупать абстрактные и безликие телефоны, сумки и стиральные порошки, Именно товарные знаки помогают выделиться товарам и услугам среди подобных им и являются для потребителя своеобразными маяками в море товаров и услуг.

Согласно действующему законодательству, товарный знак (знак обслуживания) - это обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц. Для возникновения правовой охраны товарный знак необходимо зарегистрировать в патентном ведомстве и получить на него свидетельство. При рассмотрении понятия товарного знака нередко возникает вопрос о том, может ли охраняться данный объект авторским правом. В этой связи следует отметить следующее. Товарный знак защищается в соответствии с правом промышленной собственности. Вместе с тем, до регистрации подобного обозначения в качестве товарного знака оно может охраняться авторским правом как произведение изобразительного искусства.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напомним, что авторским правом охраняются произведения искусства (в т.ч. графические произведения), которые носят творческий характер и выражаются в объективной форме (изобразительной, объемно-пространственной, электронной и др.). Творческий характер предполагает новизну и оригинальность произведения (по форме). При этом правовая охрана распространяется на любые результаты творчества вне зависимости от их художественного достоинства. Двойственная природа изобразительных обозначений на практике может приводить к трудностям правового характера. Как справедливо отмечает известный белорусский правовед С.С. Лосев, они могут иметь место в случае, когда одно и то же обозначение одновременно является и товарным знаком, и объектом авторского права (например, когда произведение искусства или его фрагмент используется в товарном знаке), а исключительные права на них принадлежат разным лицам. В законодательстве такой вопрос однозначно не урегулирован.

В настоящее время имеется немало примеров судебных разбирательств, связанных с данной проблемой (судебные дела с участием ОАО «Савушкин продукт», СООО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), СОАО «Коммунарка».и др.). В этой связи можно предложить некоторые рекомендации для авторов, Первая группа рекомендаций касается возможного доказательства авторства, а вторая-гражданско-правовых мер,направленных на защиту нарушенных авторских прав.

Доказательство авторства подразумевает подтверждение того факта, что именно данный человек создал произведение. Авторское право возникает в силу факта создания произведения науки, литературы и искусства, и для его возникновения и осуществления не требуется соблюдения каких-либо формальностей (ч,1 ст. 9 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Таким образом, сам автор должен предусмотреть возможные средства доказывания в случае возникновения такой необходимости. В качестве средств доказывания авторства могут быть использованы следующие: 1) вещественные доказательства (оригинал произведения с указанием автора, рабочие зарисовки,предыдущие работы автора); 2) письменные доказательства (публикация произведения в каких-либо изданиях, авторский договор, переписка с организацией и т.д.); 3) экспертные заключения; 4)показания свидетелей(родственников, коллег автора); 5) иные носители информации.

Для того чтобы обеспечить себя вещественны­ми доказательствами автору необходимо со­хранять все исходные материалы (цифровые, бумажные и т.п.), которые появляются в про­цессе создания. Цифровые исходные матери­алы (например, копию рабочего окна со всеми слоями) можно записать на одноразовый диск. Распространенным способом является на­правление экземпляра произведения по почте в свой адрес. Конверт не вскрывается до воз­ никновения спорной ситуации. Штамп почто­вого отделения с датой приема корреспонден­ции считается доказательством существования произведения на указанную дату. К недостат­ кам данного способа относится то, что это дока­зательство одноразовое (конверт может быть вскрыт только один раз) и оспоримое (если конверт был плохо запечатан).



Еще одним способом является депонирование результатов интеллектуальной деятельности в специализированных организациях. В Республике Беларусь такое депонирование осуществляет Унитарное предприятие «Белпатентсервис» Белорусской торгово-промышленной палаты («www.cci.bу), созданное в 1996 г . для оказания профессиональных патентнолицензионных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суть процедуры депонирования состоит в том, что организация принимает на хранение один экземпляр произведения и выдает удостоверение о депонировании. Оно дает автору возможность документально подтвердить факт наличия у него экземпляра произведения на определенную дату. Эта услуга является платной (170 тыс. - 390 тыс. руб.). В качестве таких объектов могут быть графические объекты, предметы декоративно-прикладного искусства и др.

Однако данный документ не является право устанавливающим, а носит информационный характер. Иначе говоря, депонирование не является государственной регистрацией авторских прав и не гарантирует признание авторства, поскольку организация не осуществляет проверку на новизну, оригинальность, степень заимствования и т.д.

В Российской Федерации, кроме того, имеется возможность нотариального удостоверения времени предъявления документа, содержащего объект интеллектуальной собственности. К сожалению, в нашем государстве такая практика не распространена.

Что касается письменных доказательств, то, как правило, незаконное использование авторских работ осуществляется на бездоговорной основе (т.е. без заключения авторского договора). Поэтому как альтернативный вариант можно рекомендовать заключение предварительного договора. Подобная практика распространена в Российской Федерации (образец подобного договора можно найти, к примеру,на www.lawbase.ru/view/45/31 www.lamix.ru/doc.php?id=6874)

Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если в оговоренный срок основной договор не будет заключен и ни одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить основной договор. Иначе говоря, когда автор предоставляет организации в ознакомительных целях свое произведение, то по его желанию заключается предварительный договор. В этом договоре может быть оговорено, что, к примеру, через месяц организация обязуется либо заключить соответствующий основной договор, либо уведомить автора о прекращении действия предварительного договора и вернуть ему произведение. Тем самым, при возникновении спорной ситуации автор сможет доказать как свое авторство на произведение, так и сам факт переговоров с сотрудниками организации.

В случае, когда авторство доказано, автор может потребовать признания регистрации товарного знака недействительной. Для этого необходимо обратиться в Апелляционный совет при Национальном центре интеллектуальной собственности.

Автор также может потребовать в судебном порядке применения следующих гражданско-правовых мер: 1) признания авторского права; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского права; 3) пресе¬чения действий, нарушающих авторские права или создающих угрозу их нарушения; 4) возмещения убытков, включая упущенную выгоду; 5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права, вместо возмещения убытков; 6) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч базовых величин, определяемой судом, вместо возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения (ч. 2 ст. 40 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

И кроме того, для авторов может быть полезна выработка методических рекомендаций по ведению переговоров с заказчиками. В рекомендации следует оговорить правовые и иные вопросы, которые возникают на практике. В частности, необходимо напомнить авторам, что во избежание будущих проблем недопустимо отдавать потенциальным клиентам свои работы на электронном носителе до заключения соответствующего договора.

В заключение хотелось еще раз обратить внимание на то, что перечисленные меры защиты будут действенны в том случае, когда они предприняты своевременно. Мясорубки, мясорубки Panasonic, отзывы

Добавить статью по строительству для раскрутки сайтов в Рамблер вверх
на основную страницу << предыдущая статья

©2000 Белорусский Союз Дизайнеров