01. Д.Сурский

02. М.Баразна

03. С.Лосев - "Правовая охрана знаков и логотипов"

04. Е.Зинкевич

05. С.Виноградов "Товарные знаки - реклама и защита"

06. Е.Шилина "
вернуться на основную страницу


Евгений ЗИНКЕВИЧ - начальник Управления экспертизы товарных знаков Белгоспатента.
Создание товарных знаков - это интереснейшая область деятельности, открывающая широкие перспективы для белорусских дизайнеров. В период существования Советского Союза роль товарного знака была незаслуженно принижена. Впрочем, это вполне объяснимо. При полном отсутствии каких-либо рыночных отношений в стране предприятия не были в полной мере заинтересованы в специальной маркировке своих товаров. Поэтому на обширной территории от Балтийского до Берингова морей покупали люди сгущенку в консервах с бело-голубой оберткой, курили сигареты "Прима" из красно-белых пачек и пили "индийский" чай из упаковок с неизменным слоном. А на новогоднем столе каждой советской семьи красовались абсолютно одинаковые бутылки с золотисто-черными этикетками, на которых наименование "Советское шампанское" было обрамлено виноградной лозой. И только едва заметная надпись где-нибудь сбоку на этикетке говорила о том, кто произвел этот товар. И в то же время ярко пестрели и притягивали взор товарные знаки на страницах импортных проспектов и журналов. Уже в те времена все знали, что изящная золотая роза означает шикарную косметику французской фирмы "Ланком", силуэт грациозно прыгающей пумы - высококачественную спортивную одежду и обувь немецкой фирмы "Пума", а остроконечная трехлучевая звезда в круге - вожделенную мечту автолюбителей - комфортабельный немецкий автомобиль фирмы Мерседес-Бенц.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Только с развитием рыночных отношений резко возрастает роль товарного знака как обозначения, отличающего товары и услуги одного производителя от однородных товаров и услуг другого производителя. Товарный знак становится неотъемлемым элементом этих отношений и здоровой конкуренции, а производитель товаров уже не может обходиться без товарного знака.

В настоящее время товарные знаки охраняются практически во всех странах мира. В Республике Беларусь исключительное право на товарный знак и знак обслуживания возникает после его регистрации в Государственном патентном комитете или в силу международных договоров в частности, Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Мадридского соглашения о международной регистрации знаков.

Статистика показывает, что количество знаков белорусских заявителей, регистрируемых в Государственном патентном комитете, из года в год составляет порядка 1100 знаков.

Для того чтобы разработанное обозначение могло быть зарегистрировано в качестве товарного знака, оно должно отвечать требованиям закона Республики Беларусь "О товарных знаках и знаках обслуживания".

Согласно закону не допускаются к регистрации знаки, не имеющие признаков различия и признаваемые экспертизой как лишенные признаков оригинальности и индивидуальности. К таким знакам относятся:
- обозначения, состоящие из сочетания цифр или букв в обычном шрифтовом исполнении, простых геометрических фигур (например, квадратов, ромбов, треугольников), линий, реалистического изображения товаров и т.п.;
- знаки, представляющие собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, межправительственных организаций, официальные клейма, награды и другие знаки отличия.

Этот пункт закона исходит из общепринятой мировой законодательной практики, и прежде всего в его основу положена одна из статей Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Существующая практика экспертизы товарных знаков позволяет отметить, что ряду новых фирм-заявителей не всегда удается избежать соблазна приобщиться к авторитету государства, используя в своем знаке его название или символику. В заявляемых на регистрацию обозначениях порой встречаются укороченное официальное название государства Беларусь, элементы государственного герба, флага и т.п.

Проанализировав всемирно известные знаки - Adidas, Coca-Cola, Kodak, Reebok, Ferrari, Ford и т.д., мы не увидим даже намека на принадлежность к тому или иному государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно, напрашивается вывод, что включение в знак таких элементов не усиливает знак, а, наоборот, ослабляет его, так как эти элементы являются неохраноспособными.

Не регистрируются также: - знаки, вошедшие во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, то есть бывшие товарные знаки, перешедшие в силу определенных причин в разряд общепринятой лексики, например, целлофан, вазелин, примус, эскалатор, термос и др.;
- общепринятые термины и символы (исполненная в традиционной манере чаша со змеей или зеленый крест для фармацевтических товаров, слова "ампер", "вольт", "герц" для товаров, входящих в состав электроаппаратуры, изображение гаечного ключа для предприятий, ремонтирующих технику, и т.д.);
- обозначения описательного характера, то есть те, которые содержат сведения, касающиеся самого товара или его изготовителя. К ним относятся обозначения, указывающие на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товара, а также на место и время их производства или сбыта.

Такие обозначения, входящие в знак, или знаки, состоящие исключительно из данных обозначений, составляют объективную товарную характеристику изделия и не могут, следовательно, его индивидуализировать. Характерным примером являются этикетки, где мы находим целый ряд неохраноспособных обозначений.

Не допускается регистрация товарных знаков, которые являются ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя: например, этикетка включает слово "сигареты", а знак заявляется на все табачные изделия, или знак германского заявителя содержит изображение Эйфелевой башни, то есть символа Франции, к которой заявитель не имеет никакого отношения.

Не регистрируются также товарные знаки, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. К этой категории знаков относятся, в частности, оскорбительные надписи, расистские или воинственные призывы или лозунги, рисунки порнографического характера и т.п.

К обозначениям, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, относятся и те, которые нарушают права и законные интересы третьих лиц. Такими нарушенными правами могут быть:
- прежде всего права на товарные знаки, уже охраняемые в Республике Беларусь;
- право на фирменное наименование в отношении однородных товаров;
- авторское право;
- личное право, если знак включает имя или портрет известного в Республике Беларусь лица, не давшего разрешения на регистрацию обозначения с его изображением.

Таким образом, при разработке обозначения, которое будет заявлено на регистрацию, следует учитывать целый ряд вышеперечисленных факторов с тем, чтобы разрабатываемый знак был охраноспособным и смог выполнять все свои функции.

Уже ясно, что основной функцией знака является различительность, то есть знак должен способствовать различию сходных или идентичных товаров, изготовленных различными предприятиями. Благодаря этой функции потребитель имеет возможность выбрать среди однородных товаров товар определенного изготовителя с заранее известными ему свойствами и качеством.

Второй, не менее важной функцией товарного знака является его рекламоспособность, то есть способность знака привлекать внимание потребителей к обозначенным им товарам или услугам. К признакам рекламоспособности следует отнести новизну идеи, ассоциативность, связь с местом происхождения, лаконичность, цвет и др. По мнению ряда крупных специалистов по товарным знакам, знак является вершиной огромной пирамиды рекламы. Реклама товаров без использования товарного знака является анонимной для потребителя. И наоборот, товар, имеющий броский, эстетический товарный знак, оказывает на покупателя более сильное психологическое воздействие и заставляет его приобретать этот товар.

В последнее время потребность в товарных знаках постоянно увеличивается, причем меняются их социальные функции. В результате укрупнения фирм и производства ими широкого ассортимента товаров товарный знак становится непосредственной интеллектуальной собственностью крупных фирм, превращаясь в особый рекламный капитал, без которого фирма не может существовать.

С рекламной функцией товарного знака непосредственно связана гарантийная функция, указывающая потребителю на качество товара. Отсюда следует, что гарантийная функция товарного знака при надлежащих условиях (рекламоспособность знака, высокое качество товара наряду с рекламой) направлена на увеличение сбыта, привлечение внимания потребителя, повышение репутации производителя. Нарушение качества продукции здесь, как и в рекламной функции, может сыграть отрицательную роль, превратиться в "негативную гарантийную функцию".

Говоря о функциях товарного знака, нельзя не отметить и то, что знак является самым сильным визуальным средством, формирующим образ фирмы, а следовательно, разработке и использованию товарного знака в системе фирменного стиля следует уделить особое внимание. Знак должен отвечать высоким эстетическим требованиям и уровню современной графики, и в то же время он должен быть простым для восприятия и легко сочетаться с текстом и другими элементами оформления. Ищи. Где изысканные телевизоры жк с картинками. Телевизоры жк Пресненский.
вверх
на основную страницу << предыдущая статья следующая статья >>

©2000 Белорусский Союз Дизайнеров