01. Д.Сурский

02. М.Баразна

03. С.Лосев - "Правовая охрана знаков и логотипов"

04. Е.Зинкевич

05. С.Виноградов "Товарные знаки - реклама и защита"

06. Е.Шилина "
вернуться на основную страницу


Сергей ЛОСЕВ - юрист. Автор первого монографического исследования, посвященного теме авторского права в Беларуси.
ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЗНАКОВ И ЛОГОТИПОВ

Когда речь идет об изобразительных знаках и логотипах (для удобства в дальнейшем будем использовать единое понятие "знак"), то помимо собственно эстетических и функциональных качеств того либо иного знака определенный интерес вызывает вопрос о его правовой охране, о соотношении прав автора с интересами заказчика и третьих лиц, которые в последующем могут осуществлять коммерческое использование этого знака. Сразу следует сказать о том, что особенностью знаков является их принадлежность к сферам действия нескольких правовых институтов; соответственно разнятся и подходы в их правовой охране.

Являясь оригинальным произведением графики или дизайна, знак автоматически попадает в сферу действия авторского права. Особенностью является то, что авторское право охраняет не идею (независимо от того, насколько эта идея оригинальна), а оригинальную форму, в которой та либо иная идея была воплощена.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По своей сути авторское право представляет собой комплекс прав личного и имущественного характера. К первой категории относятся: право авторства, право на имя, право препятствовать любому искажению произведения, а также решать вопрос об опубликовании произведения. К категории имущественных относятся исключительное право использовать произведения в любой форме и любым способом, а также право получать вознаграждение за каждый способ использования произведения.

Если личные права во всех случаях принадлежат автору, то принадлежность имущественных прав может быть иной. По общему правилу имущественные права также признаются за автором произведения. Однако если произведение создавалось в порядке выполнения служебного задания, то есть входило в круг трудовых обязанностей автора и между автором и его работодателем не был заключен договор, предусматривающий иное, то в соответствии со ст. 13 закона "Об авторском праве и смежных правах" имущественные права в отношении такого "служебного" произведения принадлежат работодателю. Это означает не только то, что наниматель волен по своему усмотрению использовать такое произведение, не спрашивая автора, но также то, что автор лишается возможности получать авторское вознаграждение. Вывод, который напрашивается из всего вышесказанного: нанимаясь в Беларуси на работу, художник или дизайнер должен оговорить не только привычные условия трудового договора - должность, размер заработной платы и т.п., но и специальные условия в отношении тех произведений, которые будут ими созданы в рамках трудовых отношений; в противном случае они окажутся "свободными" от имущественных прав в отношении этих произведений.

Кроме того, имущественные права на произведения могут быть предметом сделок: действующее белорусское законодательство допускает как передачу прав по договору на определенный срок, так и их уступку (продажу); возможно также заключение договора на создание произведения с одновременной передачей прав на использование создаваемого произведения заказчику. Создатель знака может самостоятельно выбрать тот вариант взаимоотношений с заказчиком, который покажется ему более выгодным. Тем не менее рискну дать несколько советов относительно распоряжения имущественными авторскими правами. Срок действия авторского права значителен - в настоящее время он составляет жизнь автора и 50 лет после его смерти, когда правами умершего автора пользуются его наследники. Заключение же договора на уступку (продажу) авторских прав, какими привлекательными ни казались бы его финансовые условия, влечет за собой отчуждение, то есть безвозвратную передачу указанных в договоре прав; уступленные права ни автору, ни его наследникам уже не вернутся. На мой взгляд, более разумной является передача права на определенный срок, которая оформляется авторским договором.

В отношении авторского договора закон "Об авторском праве и смежных правах" предусматривает ряд существенных условий, которые должны быть согласованы сторонами под угрозой недействительности договора: способы использования произведения, срок и территорию действия договора, вознаграждение или способ его определения. А также характер передаваемых прав - исключительный или неисключительный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применительно к авторскому вознаграждению закон содержит императивную норму - размер авторского вознаграждения не может быть ниже минимальных ставок, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь (в настоящее время действует четыре постановления Правительства, устанавливающие минимальные ставки авторского вознаграждения за разные способы использования различных видов произведений литературы и искусства), и даже если стороны договорились о меньшем размере вознаграждения, автор может в любой момент оспорить данное условие авторского договора как не соответствующее требованиям законодательства. Закон "Об авторском праве и смежных правах" также предусматривает ряд норм, призванных обеспечить интересы автора в рамках авторского договора: если стороны не определили территорию использования произведения, то таковой является территория Беларуси; если стороны не определили срок действия авторского договора, то он может быть расторгнут автором в одностороннем порядке по истечении пяти лет.

Заключение же договора на создание произведения с одновременной передачей прав на будущее произведение таит в себе определенные "подводные камни". Дело в том, что законодательство не ограничивает размер ответственности автора в рамках данного договора, и поэтому в случае, когда автор не выполняет свои обязательства в силу постигшей его творческой неудачи, он обязан возместить заказчику убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду. Отсюда вытекает необходимость ограничивать объем ответственности автора в самом договоре, сводя ее, например, к обязанности вернуть полученный аванс и т.п. От договора на создание произведения с одновременной передачей прав на его использование (этот вид договора появился совсем недавно - с введением в 1999 г. нового Гражданского кодекса) следует отличать более традиционную форму взаимоотношений автора знака с заказчиком, оформляемую договором подряда. Предметом договора подряда является выполнение подрядчиком (т.е. автором знака) работы по созданию интересующего заказчика знака и предоставление последнему результатов выполненной работы. Однако результатами выполненной в рамках договора подряда работы являются материальные объекты - эскизы, оригинал-макеты, электронные версии и т.п., но никак не права по использованию содержащихся в этих объектах произведений, поскольку авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором это произведение воплощено. Следовательно, само по себе заключение и исполнение договора подряда на создание знака не влечет предоставления заказчику каких-либо прав по его использованию.

Помимо того, что знаки и логотипы в большинстве случаев изначально охраняются авторским правом в качестве произведений искусства, куда более распространенной (точнее сказать, традиционной) является их охрана в качестве товарных знаков. Ведь именно для целей последующего использования в качестве товарного знака заказывается разработка большинства знаков и логотипов. Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способствующее отличению товаров одного производителя от однородных товаров других производителей. Основанием для правовой охраны изображения в качестве товарного знака является его регистрация в Государственном патентном комитете Республики Беларусь (Белгоспатент).

Наиболее интересным представляется вопрос о том, каким образом соотносится охрана знака в качестве объекта авторского права и в качестве товарного знака, тем более что этот вопрос в законодательстве четко не урегулирован. В большинстве законов в области права промышленной собственности - идет ли речь об изобретениях, промышленных образцах, селекционных достижениях и т.п. - фигурируют два субъекта: автор, являющийся непосредственным создателем того либо иного объекта, и патентообладатель, получающий право использования объекта; автор и патентообладатель могут совпадать в одном лице или быть разными лицами. Особенностью же закона "О товарных знаках и знаках обслуживания" является то, что в нем автор знака не упоминается вовсе, а обладателем свидетельства на товарный знак становится юридическое лицо или предприниматель, подавший заявку на регистрацию. Собственно говоря, в законе "О товарных знаках и знаках обслуживания" в ст. 4 есть упоминание о том, что "…не регистрируются в качестве товарных знаков названия известных в Республике Беларусь произведений науки, литературы и искусства или цитаты из них, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права…". Однако сложившаяся практика регистрации товарных знаков позволяет говорить о том, что у заявителя, как правило, не спрашивают, кто является автором изображения, заявляемого на регистрацию в качестве товарного знака, а разрешение обладателя авторского права на использование произведения в качестве товарного знака истребуется только в тех случаях, когда осуществляющий экспертизу сотрудник Белгоспатента сочтет то или иное заявляемое на регистрацию изображение "произведением искусства", хотя таковое от него и не требуется. Произведение искусства - наиболее общий термин закона для обозначения многих объектов авторского права, которое вступает в силу автоматически с момента создания произведения и не требует никакой специальной регистрации, а уж тем более "экспертной оценки", ибо авторским правом охраняются любые результаты творчества вне зависимости от их достоинства, назначения и формы выражения. Естественно, что под это понятие подпадает и товарный знак как жанр прикладной графики, отвечающий требованиям оригинальности и новизны художественного воплощения. И если все-таки то или иное произведение было зарегистрировано в качестве товарного знака без согласия автора (или иного обладателя авторского права), то они в соответствии со ст. 24 закона "О то-варных знаках и знаках обслуживания" имеют право обратиться в Апелляционный совет при Белгоспатенте с требованием признать регистрацию соответствующего товарного знака недействительной.

А теперь вернемся к тому, каким же образом должно быть выражено согласие обладателя авторского права. Очевидно, в форме договора, разрешающего использовать то или иное произведение изобразительного искусства или дизайна в качестве товарного знака.

Сразу же возникает и другой вопрос: как будут соотноситься исключительные права автора произведения изобразительного искусства и исключительные права обладателя свидетельства на товарный знак; иными словами, означает ли регистрация в качестве товарного знака прекращение охраны в качестве объекта авторского права? Именно такие толкования в наибольшей степени устраивают организации, регистрирующие на себя товарные знаки. В то же время анализ законодательства об авторском праве и товарных знаках дает основания только для утверждений о том, что обладатель товарного знака приобретает исключительное право на его использование, однако использование в соответствии с его назначением - для отличения своих товаров от аналогичных. Все остальные формы и способы использования находятся в сфере действия авторского права, и, если автор знака не оговорил иное в договоре с лицом, зарегистрировавшим на себя товарный знак, право разрешать или запрещать подобное использование принадлежит автору.

Кроме того, существенным представляется вопрос о праве автора произведения, зарегистрированного в качестве товарного знака, получать авторское вознаграждение за его использование именно в качестве товарного знака. Как мы уже говорили, за автором произведения искусства признается право на получение авторского вознаграждения за каждый способ его использования, при этом данное право не прекращается даже в том случае, если в отношении этого произведения, ставшего товарным знаком, исключительные права принадлежат другому лицу. зимние шины 14. И вот зимние шины gislaved интересно, toyo зимние шины
вверх
на основную страницу << предыдущая статья следующая статья >>

©2000 Белорусский Союз Дизайнеров