return_links(2); ?>
01. Д.Сурский

02. М.Баразна

03. С.Лосев - "Правовая охрана знаков и логотипов"

04. Е.Зинкевич

05. С.Виноградов "Товарные знаки - реклама и защита"

06. Е.Шилина "
вернуться на основную страницу


Михаил БАРАЗНА - кандидат искусствоведения, проректор по
научно -
творческой работе Белорусской академии
искусств.
Взгляд каждодневно скользит по безграничной паутине знаков. Порой это происходит вне нашего желания и удовольствия, но хорошие знаки, созданные художником, порой оставляют впечатление не менее яркое, чем памятники природы и архитектуры. Мы уже привыкли к тому, что знаки присутствуют повсеместно. Несмотря на то, что можно выделить устойчивую типологическую структуру большинства знаков, найти их многочисленных исторических предшественников, товарный знак устойчиво считается характерным явлением сегодняшнего мира, современником эры дизайна. Среди лавинообразного потока товарных знаков много известных и не только подтверждающих престиж и стабильность марки, но и напоминающих о канувшем в историю искрометном коммерческом успехе, просто поражающих изяществом графической формы. Товарный знак выполняет не только защитные, информативные и рекламные функции. Одной из важнейших сторон товарного знака остается его структурирующая роль в гармонизации графической среды. Нового здесь - при постоянно нарастающей потребности и актуальности - не так уж и много.
 
Знаковые системы - наиболее древняя форма внутреннего и внешнего диалога цивилизации, ее универсальный, сконцентрированный до максимума язык. Изящная игра знаков ненавязчиво приводит мир в особый ритм поведения, придает логике развития отличительные и общие черты. Можно много рассказать об этом удивительном и загадочном явлении, ярком проявлении художественной культуры многих народов мира. Изящный знак, выполненный мастером своего дела, оставит позитивный след в сознании, в культурном наследии. Безыскусный - как и неудачный дизайн автомобиля, мебели, обуви покинет горький осадок, а массовое тиражирование сыграет роль антиэстетической провокации.

Можно отметить, что проблемам семантики предметов народного искусства, орнаментов в последнее время уделяется повышенный интерес. Однако история создания товарных знаков в Беларуси пока еще не написана, находится в начальной стадии изучения. Еще предстоит собрать и проанализировать прогрессивный опыт дизайнеров последних десятилетий, наиболее богатых по материалу.

 

 

 

 

 

 

 

Представленное издание - первая попытка систематизации отечественного опыта. Здесь продемонстрирован обширный материал, хотя его невозможно назвать всеохватным. Это еще не антология развития искусства товарного знака в Беларуси. Здесь нет навязывания строго определенного взгляда на проблему. В основу проекта были положены знаки, имеющие убедительные художественные свойства и представленные самими исполнителями. Это только первый опыт специального исследования, первый шаг к профессиональным ответам на вопросы о существовании своеобразных отличительных черт школы графического дизайна.

Многие имена авторов известны не только специалистам в области товарных знаков. Одни проявили себя в плакате, арт-дизайне, рекламе, многообразии форм художественного проектирования. Это В. Цеслер, С. Войченко, С. Саркисов, Н. Стас, Д. Сурский, В. Леунин, Т. Гардашникова, С. Ольвинский, О. Василеня, Д. Поддубский, А. Снежко. Однако следует обратить внимание и на новые имена.

Подобные издания необходимы не только узкому кругу товаропроизводителей. Проблема касается вопросов подготовки графиков-дизайнеров, которая не может быть эффективной без переосмысления собственного накопленного опыта. Это необходимо для того, чтобы более объективно представлять многообразие процессов в современной художественной культуре республики. Знак очень быстро и тонко реагирует на новые мировые тенденции, остается объективным индикатором состояния общей графической культуры. оцилиндрованное бревно и проекты срубов из оцилиндрованного бревна.
вверх
на основную страницу << предыдущая статья следующая статья >>

©2000 Белорусский Союз Дизайнеров